четверг, 30 октября 2014 г.

История Кая и Герды


По мотивам сказок 
«Снежная королева» (Г.Х. Андерсен) 
и «Холодное сердце» (В.Гауф)
 Действующие лица
Сказочник
Кай
Герда
Три Осколка
Две подруги
От двух до семи разносчиков газет
Снежинки


Звучит сказочная музыка
Сказочник: (Надевает очки, открывает большую толстую книгу, читает)
«Однажды дьявол смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие виды природы выглядели в нем подобно кучам болотной грязи, а лучшие из людей — уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что дьявол не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все его ученики рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.
— Теперь только, — говорили они, — можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!
И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и Самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы его осколков разлетелись по всему миру и наделали еще больше бед, чем самое зеркало — ведь каждый осколок сохранял все его свойства».
(Поднимает от книги глаза, снимает очки)
Вот они, эти осколки.

Сказочник уходит, звучит скрежещущая фонограмма, появляются Осколки.
Первый осколок:
Открой глаза свои пошире, посмотри:
Все мерзость и обман, ни в чем нет красоты,
Одно уродство – сверху и внутри,
И лишь со мной в глазу увидишь правду ты!
Второй осколок:
Тебя могу я думать научить –
Поменьше о других, побольше о себе,
Меня ты должен в голову впустить,
Чтоб ясно понимать, что выгодно тебе!
Третий осколок:
Коснуться сердца твоего позволь,
И станет сердце вечным, как гранит:
Ведь сокрушения, раскаяния боль
Такому сердцу вовсе не грозит!

Прячутся. Звучит зимняя музыка: Танец снежинок – маленькие девочки в белых платьях кружатся по залу под музыку. (Можно песню «Снег в небе летит») В это время на сцене появляются Кай и Герда.
Герда:
Кай, глянь!
Как будто время замедляет бег…
Снежинки, словно бабочки, парят!
Дома укрыл как покрывалом снег…
Все спит вокруг, везде – покой и лад!
Кай:
Да, Герда, дома хорошо,
Пока дрова в камине не погасли.
А если зябнешь в поле на ветру?
Бедняк зимой не больно счастлив.
Герда:
И правда… Но Господь заботится о нас,
Он бедному пошлет защиту вскоре!
А страшно веру потеряв на час
Осколки зла в себя впустить себе ж на горе.
Кай:
Ну что ты, милая сестра!
Тебе давно взрослеть пора,
Ведь  это –  бабушкины сказки!
Нет никаких чертей. И Бога нет.
Я – сам себе судья, вот мой ответ.
Мне не нужны ни чьи подсказки.
Мой разум не собьешь с пути прямого.
И не боюсь я ничего такого.

Звучит скрежещущая фонограмма, Кай и Герда замирают, как в стоп-кадре. Появляются Осколки, Первый касается глаз Кая, Второй – головы, Третий – сердца, потом прячутся. Кай и Герда оживают. Кай оглядывается вокруг с недоумением.

Кай:
Что за убогое жилище бедняка?..
Зачем я время здесь теряю?
Да, нынче понял я наверняка,
Что у меня стезя совсем другая!
Герда:
Кай, брат мой! Перестань,
Ты сердце мне словами разрываешь!
Кай:
Девчонка глупая, отстань,
Ты в жизни ничего не понимаешь!

Кай уходит. Герда закрывает лицо руками, ее сердце разбито. Звучит фонограмма – звуки улицы, шум машин, голоса, топот. Пробегают мальчишки-разносчики газет.
Первый разносчик:
Спешите! Спешите! Покупайте газету! В ней новости о нашем Кае!
Второй разносчик:
Последний выпуск! Бывший житель нашего городка, Кай, окончил самый главный университет столицы лучше всех!
Третий разносчик:
Торопитесь купить экстренный выпуск! Кай делает самую удивительную карьеру!
Четвертый разносчик:
В книге рекордов Гинесса новая запись: наш Кай стал самым молодым миллионером в мире!
Пятый разносчик:
Сенсация! Сенсация! Впервые уроженец нашего городка назначен министром финансов! Это – Кай!
Шестой разносчик:
Журналистское расследование! Верны ли слухи о болезни Кая?
Седьмой разносчик:
Спешите! Спешите! Покупайте газету! Похоже, наш Кай недолго протянет! Врачи не могут определить, чем он болен!

Герда:
О Господи! Как жалко брата мне!
Себе он в вечность закрывает двери…
Богат ли, беден – душу потеряв,
Уже ни чем не искупить потери!

Он далеко, но я дойду!
Тебе я, Боже, доверяюсь,
И если Ты пойдешь со мной,
Я ничего не испугаюсь!


Звучит легкомысленная музыка. Входят подруги.
Первая подруга:
Герда,  говорят, ты уезжаешь?
Скажи, подруга, а зачем?
О брате, знаю, ты скучаешь,
Но Кай забыл тебя совсем!
Герда:
У смерти куплены мы дорогой ценою –
Пролить святую кровь пришлось Христу.
За брата драгоценною душою
Хоть на край света я с решимостью пойду.
Вторая подруга:
Нам страшно за тебя, подруга дорогая,
В такой далекий путь собралась ты одна!
Везде опасности тебя подстерегают,  
Будь умницей,  остаться дома ты должна!
Герда:
Пойду ли через воды – Бог со мной,
Огня ли жар – меня не опалит,
И  сохранит меня Спаситель мой,
Ведь жизнь моя Ему принадлежит.

Подруги одинаково пожимают плечами, разводя руки в стороны и возведя глаза к потолку. Герда уходит в одну сторону, подруги – в другую.

Песня «Если хочешь идти путем Христа»

Кай и Герда выходят с разных сторон. Кай угрюм, подавлен. Герда светится надеждой.
Герда:
Как бледен ты… Как холодно в твоем
Огромном, неуютном доме…
Но что с тобой? Что говорят врачи?
Кай:
Они не знают, чем я болен.
Герда:
Мой милый брат, пойдем со мной,
Ведь дома даже стены помогают!
Кай: (смотрит внимательно на Герду)
Ты говоришь, что брат я твой?
Я прошлое с трудом припоминаю…

Я болен… Одиночеством, тоской…
Я так устал среди всех дел вертеться…
Богатство, путешествия, почет –
Ничто не в радость ледяному сердцу.
Герда:
Но если ноша жизни тяжела,
Отдай ее Христу! К чему тебе страшиться?
Ты позови Его, открой себя,
И пусть Младенец Бог в тебе родится!
Кай:
Так смутно, словно через пелену,
Припоминаю я чудесный вечер…
То было Рождество… а в комнатке тепло,
Снежинки за окном,  на ёлке – свечи…

А в книге, той, что на столе лежит,
Надежды весть, желаемая всеми:
Во тьме греха, раздоров и обид
Иисус Христос родился в Вифлееме.

Из этой тьмы, Господь, к Тебе молюсь.
Тебе, Иисус, я открываю двери,
Родись в пещере сердца моего,
Холодной, мрачной, каменной пещере…

Фонограмма – стук сердца. Кай изменяется – лицо светлеет, появляется радостная улыбка.

Сестричка! Герда! Слышишь этот звук?
Ведь это сердце вновь стучит во мне живое!
Герда:
Спасибо, Господи! Вернулся брат ко мне!
И к новой жизни мы пойдем Твоей стезёю!

Песня «Много лет назад Бог послал Свою любовь для нас»


1 комментарий:

  1. моя любимая сказка Ганса Христиана Андерсна .в советское время цензура обрезала начало ,где про диавола .я раньше думал это сказка ,пока сам не оказался в роли Герды .и сам был таким Каем ,пока не встретил Живого Бога и Любовь Христа растопила во мне эти осколки .я бомж в Израиле 14 лет на улице - моя семья оставила меня из за Христа ! но я щнаю Бога , Он верный , Он стал моим Отцом и Он в свое время спасет весь мой дом ! мир и благодать от Бога и Отца и Господа моего Иисуса Христа с Израиля !Иисус мой Господь любит вас !

    ОтветитьУдалить